Ольга- Эльке (elkek) wrote,
Ольга- Эльке
elkek

Category:

9 ава

В длинном списке бед, павших на наш народ в этот день, почему-то не пишут погром поселений Газы и Северного Шомрона. Да, Шарон дал команду к штурму назавтра после 9 ава. Пытался убрать однозначность события , прикрыться фиговым листом. Но тогда, 8 лет назад, когда мы с детьми сидели Цом на площади у западной стены, почти одни в окружении ЯСАМА и многочисленных западных корреспондентов, техника , армия и специальные погромные части уже выходили на позиции, получали последние инструкции, готовились. Для них экшен уже начался.И для меня список траурных событий этой даты начинается с 9 ава 8 лет назад.

О 9 ава и беспричинной ненависти

שמש אחרונה שוקעת
מעל גוש החרב
צובעת אותו בכתום
מתחברת אל הים
ככה לאט לאט
קוברת את החלום
והחושך מכסה
אין כלום - רק הריסות
רק ילדה קטנה עומדת
מתנצלת בדמעות
ניסינו, אדמתנו,
עשינו כל מה
שיכולנו לעשות....

(из книги "חלום קטוף - נוער גוש-קטיף כותב, כואב ומתגעגע")

Еврейская традиция почти не разделяет между национальным и религиозным. В насыщенном датами еврейском календаре есть крайне мало исключительно религиозных праздников. К таким можно отнести Йом Кипур, может быть Рош ха-Шана, отчасти Суккот. Абсолютное большинство праздничных или траурных дней нашего календаря связаны с теми или иными событиями в истории нации. От Песаха до Шавуота, от Хануки до Пурима, от Лаг ба-Омера до 17 тамуза.

И все же 9 ава стоит особняком. Многовековая скорбь об утрате еврейской государственности – физической и духовной – переплелась с событиями, постигшими еврейский народ в эту дату на протяжении веков. Как будто вторя пасхальной Агаде, требующей от нас в каждом поколении чувствовать себя выходящими из Египта, кривая еврейской истории не давала нам забыть и о 9 ава. От изгнания евреев Испании до депортации жителей Варшавского гетто в Освенцим, от появления первого гетто до первых погромов в России. Поколение за поколением проживали евреи этот день, погибали, плакали, молились и верили.

Одна из наиболее известных легенд, а может быть и не легенд, кто знает, гласит, что Наполеон во время своей ближневосточной кампании приехал в день 9 ава в небольшую еврейскую общину возле Акко. Он увидел кучку евреев, сидящих на земле с грустными лицами и раскачивающихся в такт неизвестной ему мелодии. «Что за беда обрушилась на этих людей?», - спросил император. «Они оплакивают их Храм, разрушенный много сотен лет назад», - пояснили ему. «Тем, кому так памятно и дорого их прошлое, гарантировано будущее», - подытожил Наполеон.

Депортация евреев из Газы. Фото: Getty Images

Мне было 16 лет, когда я начал поститься в этот день. Много лет казалось, что прошлое в его содержании превалирует над настоящим и будущим. Государство Израиль, его существование, его духовное и физическое предназначение, казалось, лишали этот день его многовековой остроты и актуальности.

Восемь лет назад, Кто-То Сверху решил показать всем нам, что время отказываться от поста 9 ава еще не пришло. Нам «подарили» страшную актуализацию этого дня, нам швырнули в лицо беспощадное напоминание о том, что Храма нет, да и государственность наша, при всей ее физической реальности, требует духовного наполнения.

И в первую очередь освобождения от того, что, как гласит традиция, стало первопричиной наших бед 9 ава – от беспричинной ненависти.

За восемь лет, прошедших после «одностороннего размежевания с сектором Газы» (простите, но далее я буду называть это мероприятие тем, чем оно было на самом деле – депортацией евреев), до основания разобраны все мотивы и аспекты депортации. Проговорены все версии, высказаны одобрения, озвучены проклятия. Но почти никто не назвал главной причины того, почему это безумие стало возможно – беспричинной ненависти. И к самим еврейским жителям Газы, и к той правде, которую они спокойно год за годом, день за днем отстаивали. Отстаивали, несмотря на ракеты ХАМАСа, на пули боевиков ФАТХа, на проклятия «Шалом ахшав» и на презрение, исходившее от человека, только волею трагической случайности занимающего сегодня канцелярию президента.

Евреи пришли туда, в это место, которое арабы называли «проклятой землей», и за три десятилетия превратили его в цветущий, плодоносящий край. Они сделали то, что делал сионизм на протяжении десятилетий. Строили дома, рожали детей, обрабатывали землю, служили в ЦАХАЛе, молились Богу. Нередко хоронили убитых, но заканчивалась «шива», они вставали и шли дальше. Строить, сеять, любить, рожать, воевать, хоронить.

Размежевание наступило, как гром среди ясного неба. Мало кто верил, что оно будет реализовано. Но бульдозер, долго ехавший в одну сторону, развернулся и с такой же непреклонностью покатился в прямо противоположную.

Он крошил не только дома и не только быт: мне никогда не забыть кастрюлю с супом, которую я видел в «очищенном от евреев» доме в Неве-Дкалим. Он крошил смысл существования трех поколений, он ставил под сомнения самые основы веры тех, кто считал, что сионизм не начинается биржей и не заканчивается пабом на Дизенгоф. Это был акт беспричинной ненависти, и лишь у одного человека, нынешнего министра финансов Яира Лапида, хватило смелости назвать вещи своими именами. «Размежевание не имело никакого отношения ни к палестинцам, ни к демографии, ни к стремлению к миру, ни к усталости ЦАХАЛа, ни к одному из доводов, которые раз за разом повторяются и опровергаются….Я хочу выдвинуть свою теорию: это произошло из-за поселенцев, а не несмотря на них. Им нужно было преподать урок скромности и демократии» («Едиот ахронот, 13.10.2006)

Этот «урок скромности и демократии» прошел по всем правилам педагогического искусства. Все системы власти были призваны на преподавание этого урока. Начиная с армии, почти полностью отмобилизованной на борьбу с учителями, сельхозниками из Гуш-Катифа и несколькими тысячами подростков, пробравшихся в блокированную Газу, включая добровольно призвавшихся на борьбу с поселенцами СМИ, и заканчивая различными организациями по охране животных, которые были очень обеспокоены тем, что бездушные поселенцы могут бросить собак и кошек на произвол судьбы. Тех, кто отказывался воспринимать «уроки скромности и демократии», снимали с автобусов по пути на демонстрации протеста, избивали ЯСАМники на шоссе, поливали грязью в СМИ. Весьма уважаемое интернет-издание разразилось летом 2005 года редакционной статьей, в котором призывало граждан избивать цепями и дубинами демонстрантов, перекрывающих шоссе. В момент, когда пишутся эти строки, телевидение сообщает о перекрытии шоссе Аялон активистами социального протеста. Вряд ли кто-то осмелится призвать к расправе над ними.

Но чтобы урок не был чрезмерно суровым, подготовка к нему сопровождалась многочисленными пиар-кампаниями. Газета «Маарив» несколько недель выходила под девизом «Давайте пройдем это вместе». Среди некоторых журналистов редакции бытовало мрачное, но как нельзя более меткое сравнение этого лозунга с аналогичным призывом насилуемой женщине. «Давайте пройдем это вместе».

А разве можно забыть умилительную в своем цинизме кампанию «У каждого поселенца есть дом» (לכל מתיישב יש פתרון). Помните эти пасторальные картинки домов и квартир, которые только и ждут, чтобы туда вселились благодарные экс-жители Гуш-Катифа и Северной Самарии? Сегодня, восемь лет спустя, более 50% депортированных людей все еще живут во временных домиках, каравиллах и на съемных квартирах. Это не бюрократия и не балаган. Это та самая беспричинная ненависть, которая может принимать разные лица. И равнодушие – лишь одно из них.

Апогей “урока скромности и демократии” (по Яиру Лапиду) занял всего шесть дней. 16 августа 2005 года люди в черном начали вламываться в чужие дома (тактично, но твердо), а 22 августа все было кончено.

Три из этих шести дней я провел в Газе. Видел, как вытаскивают людей из их домов, как детей осторожно, но твердо забирают у родителей, чтобы ускорить процесс «освобождения дома». Видел как плачут мужчины, покидающие свои дома, а рядом с ними молодые жлобы в военной форме обмениваются шутками и садятся есть бутерброды. Видел, как 15-летняя Ронит пыталась что-то говорить офицеру, который стоял у входа в уже не ее дом. Он молчал и не слышал ее. Меня отделяли от них несколько метров, и я видел пустые глаза этого человека. Долгие недели опытные психологи (и как же стыдно за тех, кого я знаю лично) готовили их к этой миссии. Подготовили, надо сказать, на славу. Они делали свою работу, а их глаза были пусты. Если это не беспричинная ненависть, то смысл этого термина мне недоступен.

Через несколько недель после депортации ко мне в руки попало письмо. Оно было написано учащимися одной из школ центра страны. В этом письме детишки, а точнее те, кто его задумал и оформил послание на самом деле, благодарили солдат и полицейских за «чуткость и такт, проявленные ими при выполнении нелегкой миссии». О лишенных дома людях там не было ни слова. Я держал в руках этот чудовищный документ, и мне казалось, что в нем сконцентрировано все зло, вся черствость, вся бессмысленная жестокость и беспричинная ненависть, породившие эту актуализацию 9 ава.

Говорят, что и Машиах придет 9 ава. Не знаю. Но на смену беспричинной ненависти должна придти беспричинная любовь. И иногда, позволяя себе фантазировать, я вижу молодых людей, которые стучатся в дверь каравиллы и говорят живущими там: «Здравствуйте. Да, это мы выселяли вас тогда. Простите нас. Простите и дайте возможность хоть чем-то загладить и искупить». И я вижу, как они вместе восстанавливают порушенные теплицы, разоренные дома, погубленные виноградники. Может быть, тогда действительно хоть немного загладится великое зло, сотворенное на нашей земле восемь лет назад. И 9 ава начнет наполняться новым содержанием.

http://www.polosa.co.il/blog/33512/

8 лет спустя

тысячи евреев собрались сегодня (16.07) утром на площади перед Стеной плача на траурную молитву в день 9 Ава. Полиция закрыла вход на Храмовую гору для немусульман, мотивируя это напряженной ситуацией из-за священного для мусульман месяца Рамадан.
Сотни евреев остались за воротами, ведущими на Гору. Среди тех, кому был запрещен подъем, оказались депутаты Кнессета Шули Муалем (Еврейский дом) и Зеэв Элькин (Ликуд). В штабе еврейской организации "Иргуней ха-микдаш" заявили, что запрет евреям подниматься на Храмовую гору носит расистский характер, и такому решению нет места в демократической стране. Организация обратилась с призывом к главе правительства открыть вход евреям на Гору Девятого Ава и не поддаваться на арабские провокации.

Напомним, что в прошлый четверг полиция закрыла вход на Храмовую гору после того, как группа мусульман начала выкрикивать угрожающие лозунги во время визита еврейских групп. Последние были немедленно эвакуированы, а входы на Гору закрыты сначала только для евреев, а затем и для туристов. Напомним также, что вчера Моше Фейглин обратился к юридическому советнику правительства с требованием выяснить, кто и по какому праву запрещает ему лично подниматься на Храмовую гору.
Tags: Актуалия, Альтернативная история, Иудаизм глазами чайника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments