Ольга- Эльке (elkek) wrote,
Ольга- Эльке
elkek

Categories:
Когда я планировала на холь- ха- моэд посетить одну из высоток, когда вдруг, совершенно случайно , выполняя просьбу знакомых о поисках адресов для помощи и праздничных подарков, я наткнулась на дальних свояков, живущих на высотке одного из легендарных ишувов и получила приглашение приехать, я не поверила своему счастью и пообещала некоторым из форумчан написать отчёт о поездке. Как трудно теперь выполнить это обещание!
Эти люди категорически против любой рекламы и не хотят просить помощи. Они очень горды и имеют на это полное право. И я тоже горда своим народом,из которого выходят ТАКИЕ ЛЮДИ.
НО при скудности информации и изобилии штампов, ярлыков и клише, наверное , писать всё-таки надо.

Узнав, что они живут на высотке (9 караванов – 9 семей ) на одном холме , удалённом от основного ишува, сказала , что счастлива познакомиться с молодёжью холмов. Что ты, мы старые, - засмеялась моя только что обретённая своячка :"мне 46 лет, какая же я молодёжь?!"


Она – программист, работает в Иерусалиме, муж – строитель, в настоящее время разводит коз, делает сыры и учится в котеле. Жили , как многие , коттедже в Кирьят – Арбе. И вот, оставив цивильную жизнь , ушли пасти коз в караван на высотке в Гуш а-Цион.

Естественно, мы спросили, что везти в подарок. Попросили саженцы оливок или любые другие.Понимая , что оливки растут медленно , урожая ждать долго , урожай единовременнен и требует обработки(засолка, выжимка), я захотела везти другое. На высотке полно детей и в магазины не наездишься.По моему личному подходу лучше посадить несколько разных видов , которые быстро дают урожай, урожай растянут по временам года , и урожай ,хотя бы частично, употребляется в свежем виде. (подход пермокультуры – максимальное обеспечение собственных потребностей, максимальное снижение трудо- и энергозатрат, ну и ,конечно, максимум пользы- почти весь год есть прямо с дерева.) Мечталось привезти шелковицу (полный кайф детям!!!),абрикос,орех , апельсин , инжир. В нашу полную машину засунуть 5- 7 саженцев- проблема. НО , увы, шелковицы все оказались огромного размера , да и остальные деревья тоже.Шелковица и орех – не влезали никак, зато попались небольшие оливки и миндаль. На том и остановились- оливка, миндаль, инжиры,абрикос, апельсин. Успев рассказать некоторым знакомым куда я еду, автоматически собрала небольшую сумму легендарной соседке моих родственников Э, статьями о допросе которой был год назад переполнен интернет. Подарки детям Э. И нашим и вперёд.

http://www.languages-study.com/shabak.html

http://www.spectr.org/2002/048/levin.htm

И вот мы едем. Выбрали дорогу через Бейт-Шемеш , а не через Иерусалим, и не ошиблись. Поворот на Гуш_ха_Цион .Лес не кончается и после махсома(блок- пост между официальным Израилем и освобождёнными территориями). НО что сразу завораживает , лес состоит преимущественно из кедровой сосны итальянской В Израиле – это самое любимое моё дерево. Сосны я любила всегда, но здесь сразу отдала предпочтение пиниям. Светлое чувство , которое охватывает меня лично под большими пиниями (сосна кедровая итальянская) не возникало у меня ни в каком другом лесу. А лес я знала и любила, достаточно погуляв по просторам СССР.
Пинии ещё молодые, но шишки уже есть. Предлагаю мужу тормознуть и собрать на новую порцию кедрового лекёра-панацеи от боли в спине. У нас уже целая очередь желающих его поиметь от нас, хотя я всех запугиваю невыносимым амбре. НО результат впечатляет, спина у мужа не болит. Супруг отвечает отказом, мол на обратной дороге, давай доедем . Дорога круто поднимается вверх, а вместе с ней настроение.Зеленеющие и цветущие весенние израильские леса однозначно говорят , что мы едем по территории , которая целиком в еврейских руках. Те , кто поездили по территории Иудеи и Самарии поймут о чём я говорю. Арабские деревни обсажены оливками, но сажать леса – это евреи. Дорога всё время идёт вверх и вот наконец указатель на ишув. Понимаю , что ишув достаточно высоко, ощущение ,что около 800 метров над уровнем моря. При приближении к ишуву лес сменяется плодовыми садами. Такие сады, растущие посреди леса, наверняка будут гораздо меньше повреждаться вредителями.
Вот , наконец и махсом. Совсем молоденький улыбчивый парень с русыми пейсами до груди встречает нас . Спрашиваем как добраться до высотки. Объяснение странное. Проехать ишув и всё время спускать вниз в вади. (Вади –низ ущелья, как правило пересыхающее летом русло речки).
Дети сразу стали смеяться, какая-же это гива(высотка), - это гивади!!!Караваны высотки удалены примерно на километр от основного ишува. И хотя все окрестные хребты покрыты лесом, само вади без леса, растут отдельные оливковые, миндальные деревья, инжир и травы, цветущие , ещё зелёные израильские травы. Воздух хочется пить. Выходим, знакомимся. Вокруг стайки детей.Рыжие, русые тёмные, на высотке много гостей.Холь- ха- моэд. Передать сразу посылку Э. Не получается.
ЭТО день посещений в тюрьме, она с детьми и ещё одна её соседка (муж сидит вместе с мужем Э.) уехали на свидание.Дети недоуменно спрашивают, а почему посылка только Э.?
Ведь и у Г. Папа в тюрьме. А у меня маму уже выпустили, а папа ещё сидит, говорит Р.

Знакомимся с козами, которых держат хозяева. Они начинали с 2х, сейчас их уже 13.Козы очень ухоженные, вычищенные, загоны чистые, дети , конечно, переселяются к козлятам, их не оторвать.

Хозяева предлагают прогулку по ущелью(вади).В ущелье находятся несколько источников, в том числе 2 с бассейнами. Тропинка поднимается вместе с ущельем вверх, к началу ишува. Слева на гребне дома ишува, справа лес.Само ущелье полно лекарственных трав, олив, миндаля и инжира.
Дикие травы перемешаны с одичавшими культурными. Дикий желтый шалфей чередуется с культурным сиреневым, дикий чабрец со своим культурным родственником затаром. Мне показалось, что полно череды (первый раз увидела её в Израиле) и много подорожника. На тропинке много туристов, почти все вязанные кипы. Английская речь мешается с ивритом.
Первый источник с древним бассейном для купания полон детей. Глубина 3 метра. Наши тоже полезли в этот детский компот. Мы же присели под рожковым деревом ждать. Девочки купаются, мальчишки полезли обрывать рожки.Съедобно. напротив на хребте дома ишува. Первый раз в Израиле я увидела еврейские дома , которые не лепятся один к другому , как в гетто.ОТ дома до дома 100 -200 метров. До сих пор видела, что так строятся только арабы. Евреям не позволяют.
Спросила хозяев. Да , изначально в ишуве давали по 2 дунама к дому (20 соток). Плюс давали отдельно участок для с.х работ прилегающий к дому. Интересно, сейчас когда я ищу место для себя, я напарываюсь на категорический отказ дать с.х землю рядом с домом (говорила в мошавах, раньше давали, сейчас -нет! А почему?) от некоторых домов с хребта в вади спускаются плодовые сады.Около источника кто-то посадил орех и сливу. Они ещё совсем молодые. Вообще в вади периодически встречаются одиночные молодые саженцы, явно кем-то недавно посаженные .
И лес , и сады и само ущелье просто излучает уверенность , что они находятся в руках людей, очень любящих эту Землю. Ощущения света и любви к Земле пронизывает всё место. Поневоле вспоминаются сказки Мири Яниковой и появляется чувство, что я шагнула в другую реальность.
Спокойные , улыбчивые встречные излучают человеческое тепло и свет.Каждый встречный говорит Моадим ле симха. И я даже теряюсь от этого. Ощущение , что мы единственные на 5 км кв без кип и кисуй рош, и при этом приняты, желанны в этом особом светлом мире, - удивительно. Как будто у махсома оставлены , все противоречия, раздирающие израильтян на наших и ваших.Здесь мы все вместе. Нконец удаётся вытащить детей и пойти дальше.2ой источник маленький и незаметный.Ущелье к верху зарастает боярышником. 3-ий источник, используется как мужская миква. Я уже час несу на руках заснувшую малышку, поэтому к четвёртому идти уже не могу.

Хозяин предлагает возвращаться на выбор – или через ишув или той-же дорогой( через волшебную долину).Прошу возвращаться долиной. Не надышалась, не насмотрелась.
На обратной дороге, у первого источника с бассейном, вынуждены остановится.Группа подростков встала на привал, и ребята совершают минху прямо на тропинке. Как точно развернулись на Иерусалим, отмечает наш хозяин. Десяток пареньков 15-17 лет у источника с бассейном древней кладки, вокруг зелёное цветение израильской весны и ожившая Земля. Они ,эти ребята, были такой органичной, не отрывной частью окружающего мира, что мы не могли ни помешать им, ни пройти мимо.

У меня вертелась в голове мысль, что эту картину надо сохранить , сфотографировать, но казалось кощунством начать щёлкать фотоаппаратом или камерой телефона. Естественнее было следовать за их молитвой добавляя своё амен к их. Эти подростки были столь неотемлимой частью этой долины, что было абсолютно очевидно, их невозможно оторвать от этой Земли, их невозможно размежевать с этими склонами, соснами, оливами и источниками. Они со всем этим составляют одно, гармоничное целое.
Молитва закончена , и мы расходимся. За время нашей прогулки вернулись со свиданий семьи арестованных. Ожили окружающие караваны , и мы можем разнести посылки. Стучимся в караван легендарной Э.Д., выдержавшей с младенцем многочасовой допрос в Шабаке, запись которого сломала потом её мужа. Дверь открывает худенькая, миниатюрная, очень красивая девушка. Трудно представить её этой героиней, матерью 5 маленьких детей. Нежное лицо, спокойные , улыбчивые глаза. Знакомимся. Я передаю ей подарки и небольшую сумму собранных денег. "Это всё нам?"-
Пугается она. – "Ведь есть ещё много пострадавших семей!"
Говорю, что она может поступить по своему усмотрению, раздать, разделить,- решать ей.Она очень усталая. Пятеро детей, мал-мала- меньше. Ухожу быстро, чтобы не мешать.

Приближается вечер. Хозяева доят коз, угощая нас и добровольных помощников парным молоком. К моему удивлению , у молока нет козьего запаха.
Хозяйка объясняет, что запах , обычно, присутствует у молока цветных и тёмных коз, а белые козы дают молоко без запаха.Мужчины убегают на вечернюю молитву в ишув. Из каравана напротив выглядывает соседка."Начинаем чтение ТАИИЛИМ, все , кто хочет присоединиться, заходите!"
Дочка хозяев говорит, что они каждый день читают , за всех арестованных и больных.Я беру на руки свою малышку и поднимаюсь в караван напротив.Мне неловко. Я не смогу правильно прочесть текст на иврите и , тем более, петь.Но добавить своё АМЕН – хочется. Чтение за арестованных заканчивается собственной добавкой:
"Пусть не будет им тяжело.Пусть они всё выдержат.Пусть вернуться к нам поскорее."
Амен.

апрель 2005
Tags: Старое
Subscribe

  • Шана това!

    С Днём Рождения Мира! Милосердного приговора и хорошего Года! Вот сегодня ни слова про новости-гадости! Есть Дин и есть Даян! Только глубокая…

  • Опровержение.

    Все говорят, что в нашем перенаселённом Израиле невозможно остаться наедине с природой. Все слишком переполнено людьми, и слишком мало, этой самой…

  • Посаженные мною дерева

    После бесславного конца проекта Ишув хаДаат, чью 10-летнюю историю я полностью сохранила в этом ЖЖ под отдельным тэгом, нормальный человек бы…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments