Ольга- Эльке (elkek) wrote,
Ольга- Эльке
elkek

Месяц Шват חודש שבט

Уважаемая Авиталь Эзер выполняет мою мечту, составить иллюстрированный календарь израильской природы по еврейским месяцам. У меня нет надежды , что руки дойдут, а у неё получается очень хорошо!

Originally posted by aviezer at Месяц Шват חודש שבט
Наступил месяц Шват — середина зимы, пятый месяц еврейского года, начинающегося в месяце Тишрей, или одиннадцатый при отсчёте от Нисана, называемого в Торе первым месяцем.  В этом году Рош-ходеш Шват выпал на 28 января.

Название месяца
Название месяца Шват, как и названия некоторых других месяцев года, заимствовано из аккадского языка в период вавилонского пленения. На аккадском языке слово «шабату», по-видимому, означало удар, относящееся к сильным дождям.

Знак зодиака
Знак зодиака месяца – Водолей или «дли», что в переводе с иврита означает ведро. В Швате выпала уже большая часть годовых осадков. Водохранилища,  цистерны и колодцы наполнились водой, и ее можно черпать ведрами.

События месяца
Ту би-Шват - новый год деревьев
Ту би-Шват упоминается в Мишне в трактате Рош ха-Шана, как один из четырёх новых годов еврейского календаря:
«И есть четыре даты нового года: — Первое нисана — новый год для царей и праздников — Первое элула — новый год для десятин от животных. Рабби Элазар и Рабби Шимон говорят: — Первое тишрея — новый год для исчисления календаря, субботних и юбилейных лет, для посадок и посева — Первое швата, согласно школе Шаммая; школа Гиллеля говорит: Пятнадцатое швата» (Рош ха-Шана:2a).
Решение было принято согласно школе Гиллеля и 15-ое число месяца Швата стало датой, от которой рассчитывается начало сельскохозяйственного цикла.

Название Ту би-Шват происходит от даты на иврите. Известно, что буквы еврейского алфавита одновременно обозначают цифры. «Ту» — это сочетание букв ט (тэт) - 9 и ו (вав) - 6, в сумме составляющие 15. Пятнадцатый день месяца Швата полностью на иврите звучит как  «хамиша асар би-Шват» (חמשה-עשר בשבט).

В Мишне этот день называется  Рош Ха-шана ле-иланот, Новый год деревьев. Есть ли различие между словами «эц» и «илан», обозначающими деревья?
В Танахе деревья называются «эцим». На третий день Творения Г-дь сотворил плодоносные деревья (Берешит 1:11-12). В Ган Эден, Райском саду, росло Дерево Познания (Берешит 2:9). Человек уподоблен полевому дереву «Иш – эц ха-саде»  (Дварим, 20:19). Одновременно словом «эц» называлось не только растущее дерево, но и мертвое дерево, строительный материал, древесина.
А что же «илан»? Во времена Мишны и Талмуда было принято словом «Илан» называть живое дерево, имеющее ствол, ветви и крону. Это слово пришло из арамейского языка и родственно таким словам, как «алон» - дуб, и «эла» - фисташка.
В современном иврите для дерева было выбрано слово «эц», а «илан» сохранилось в поэтическом словаре. Его можно встретить в стихах Хаима-Нахмана Бялика, Леи Гольдберг, в израильских песнях. Слово «илан» стало именем многих мальчиков и девочек: Илан, Илана, Иланит. Генеалогическое дерево тоже называется словом «илан», хотя в простом разговорном языке часто можно встретить выражение «эц ха-мишпаха».

В месяце Шват природа пробуждается,  корни начинают снабжать деревья новыми соками, наступает пора цветения, затем появляется завязь, и, наконец, развивается плод. Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. В соответствии с еврейским законодательством, от них следовало отделять десятину (маасер, маасер шени, маасер ани) – десятую часть урожая, которую крестьянин отдавал бедным или левитам. Ту би-Шват является календарной точкой отсчёта при определении того, к какому году относится десятина; любой плод, созревающий после Ту би-Шват, должен был быть отнесен на следующий налоговый сезон.

Седер Ту би-Шват
Заповедь, предписывающую отделять десятину от фруктов, исполняют только земледельцы Эрец Исраэль. В Галуте, в середине снежной зимы, этот праздник не имел никакого значения. Только в 16 веке о нем вспомнили цфатские каббалисты, и для них этот день стал праздником, напоминающим о мистической связи еврейского народа с Землей Израиля. В этих же кругах возник обычай устраивать в этот день специальную праздничную трапезу – Седер Ту-Бишват, по аналогии с Пасхальным седером. Этот седер, также как и Седер Рош Ха-Шана, не был строго канонизирован, но у него возникли свои традиции. За праздничным столом надо было выпить, как в Песах, четыре бокала белого и красного вина, смешивая его в определенных пропорциях, съесть в определенном порядке фрукты Эрец Исраэль, читать тексты из Торы, Талмуда и книги Зогар, а главное – прославлять природу Земли Израиля.
В Израиле седер Ту би-Шват возрождается. Его проводят в детских садах и школах, в молодежных религиозных и светских организациях. Пока еще нет единого текста Агады Ту Би-Шват, но есть несколько вариантов агадот, которые включают фрагменты из еврейских источников, а также израильские стихи и песни о деревьях и цветах, например киббуцная агада.

Семь видов плодов ЭИ
«Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в страну хорошую, в страну водных потоков... в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда» (Дварим, 8:8).
Эти плоды Израиля – пшеницу, ячмень, виноград, ижир, гранат, финики и оливки – которыми Тора прославляет Израиль, принято восхвалять во время празднования Ту Би-Шват. К ним добавляют орехи, миндаль и плоды рожкового дерева. В это время года не было свежих фруктов. Это сегодня мы умеем сохранять круглый год фрукты в холодильниках, а зимой в Израиле плодоносят заморские цитрусовые деревья, которых не было в наших краях до 19 века. В былые времена приходилось довольствоваться сухофруктами, консервами древности.
Еще хуже дело обстояло в далеких ашкеназских общинах. Там специально на Ту Би-Шват хранили засахаренный этрог, оставшийся от праздника Суккот, или варили из него варенье. Иногда сушеные плоды Эрец Исраэль, которые привозили в мешках на кораблях и которые стоили большие деньги, попадали на стол евреев Восточной Европы. Это были изюм и миндаль, которые часто фигурируют в песнях на идиш, а также плоды рожкового дерева. Рожки были известны восточно-европейским евреям из упоминаний в Танахе и Талмуде, например, из рассказа о рабби Шимоне Бар Йохае, который прятался в пещере и питался плодами рожкового дерева.

Хони Ха-Меагель
Вот одна из историй о Хони Меагеле, законоучителе и чудотворце времени Талмуда.
Однажды Хони шёл по дороге и увидел человека, занятого посадкой рожкового дерева. «Когда это дерево принесёт плоды?» — спросил его Хони. Ответил тот человек: «Через семьдесят лет». «И ты уверен, что проживёшь семьдесят лет?!» — спросил Хони. Человек ответил: «Я застал на свете рожковые деревья. Так же как предки мои вырастили их для меня, так и я выращу их для своих потомков». Тогда присел Хони поесть хлеба, охватила его дрёма, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он семьдесят лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева. Спросил он его: «Ты ли посадил это дерево?» Сказал он ему: «Дед мой». Сказал Хони: «Кажется, я проспал семьдесят лет…» … Пошёл он домой и спросил: «Жив ли сын Хони Ха-Меагеля?» Сказали ему: «Сына нет в живых — но внук его жив и здравствует»… (Вавилонский Талмуд, Таанит 23а)

Посадка деревьев
Середина месяца Шват – не самое подходящее время для посадки деревьев. Основные дожди уже прошли, и мало шансов, что деревце выживет и укрепится до летней жары. Правда, при современной системе поливки, этот вариант возможен. В ранне-сионистские времена важно было найти какой-нибудь общенациональный нерелигиозный праздник, который объединил бы весь народ общей идеей. Таким праздником стал Ту Би-Шват, а идеей – любовь к земле, к Эрец Исраэль.
На Ту би-Шват 1890 г. рав  Зеев Явец, один из основателей движения Мизрахи, привёл своих учеников сажать деревья в сельскохозяйственной колонии Зихрон Яаков. В 1908 г. эта традиция была воспринята Союзом Еврейских Учителей, а позже — Еврейским Национальным Фондом (Керен хаКайемет ле-Исраэль).  В наши дни Ту-Бишват ассоциируется, прежде всего, с лесопосадками в  Земле Израиля, в которых ежегодно участвуют тысячи людей.  Когда в 1948 г. Израиль получил независимость, в стране насчитывалось 4,5 миллиона деревьев. Сегодня их число превышает 200 миллионов.
  
День рождения Кнессета
Израильский Кнессет получил свое название в подражание Великому Собранию (ха-Кнессет ха-Гдола) – совету представителей еврейского народа, созданному в Иерусалиме в пятом веке до нашей эры после возвращения евреев в Эрец Исраэль из вавилонского пленения.
До провозглашения государства Израиль высшим еврейским органом было Учредительное собрание.  Им был создан Народный совет, который 14 мая 1948 года  превратился в Государственный Совет.  В январе 1949 года в Израиле были проведены первые выборы и Ту Би-Шват этого года считается днем рождения израильского парламента – Кнессета. В этом году ему исполнилось 68 лет.

Месяц в природе
Каждый день я хожу пешком от моего дома до центра поселка по джиповой дороге  и наблюдаю за изменениями в природе. В начале месяца почти не было цветов, только на поле за кладбищем расцвели разноцветные анемоны (каланиет), которые всегда начинают цвести задолго до «красного» цветения. Потом я уезжала и вернулась к Ту Би-Швату. За эту неделю в природе произошли колоссальные изменения. В этом году не было перепадов холода и жары в середине зимы, не было внезапно не вовремя распустившихся и увядших растений. В этом году мы наблюдаем классическую картину: ровно к середине месяца началось бурное цветение.

Цветение миндальных деревьев
Несомненным символом Ту Би-Швата стало цветение миндальных деревьев. Они расцветают первыми, до яблонь, груш, персиковых и сливовых деревьев.  Их нежные белые и бледно-розовые цветы окружают цветными облаками наши Шомронские холмы. Деревья выглядят, как невесты в белой кружевной фате, на фоне свежей зеленой травы  и ярких пятен полевых цветов.
Ракефет  (цикламен)
Нарциссы уже отцвели, а вот у цикламена  более долгий период цветения. Иногда он длится до трех месяцев. В этом месяце мы уже насладились россыпью цикламенов на Гиват Ракефет в Рамат Менаше,  в лесу Бен-Шемен, в лесу Тель-Шахар. Но и у нас в поселке есть свой склон с цветущими цикламенами, и он не уступает по красоте этим известным местам.

Ирит гдола (асфадель)
"На асфодельных лугах блуждают тени умерших" – говорят мифы Древней Греции. А у нас на асфодельных полях играют дети, и земля не разверзается под ними, как это произошло с Персефоной, сорвавшей цветок и попавшей в мрачный Аид. Правда, у нас все дети знают, что цветами можно любоваться, но их нельзя срывать. .А вот Персефона этого, очевидно, не знала.

Каланит (анемон)
Всего несколько дней назад появились красные анемоны. Они не нуждаются в рекламе, ну а мы не нуждаемся в погоне за анемонами в рамках фестиваля «Даром адом» в Негеве. У нас они не хуже, прямо рядом с домом.

Ципарней хатуль (календула полевая)
Скромный ярко оранжевый цветок, ноготки,  растет у нас на открытых местах вдоль джиповой дороги. А о лечебных свойствах календулы все, конечно, слышали.

Грибы
Грибы появились уже в прошлом месяце, но и в месяце Шват, пока идут дожди, растут грибы. В Израиле есть довольно много съедобных грибов, правда для нас многие из них выглядят, как обыкновенные поганки, например эти נרתיקנית דביקה נאה . Мы собираем на футбольном поле и среди сосен в парке маслята. Но мои друзья по Швиль Исраэль собирают эти «поганки» и делают из них вкусные блюда.

Хубейза
Ее правильное название на иврите хельмит, а по-русски мальва. Но в Израиле ее называют арабским названием хубейза или «лехем арави». Нет, она пока не цветет, но покрывает свежим зеленым ковром пустыри. Листья хубейзы вполне съедобны. Во время блокады Иерусалима в дни Войны за Независимость, хубейза спасла жителей города от голода. Мои знакомые по поселку, бывшие жители Иерусалима, в праздник освобождения Иерусалима изготовляют суп и котлеты из хубейзы в память о прошедших днях.

Хамциц натуй (кислица)
Зеленый ковер более светлого оттенка – это заросли кислицы. Хамциц в Израиле – инвазивное растение. Он прибыл сюда в начале 20 века из Южной Африки и поселился на побережья Шарона. Свое название хамциц получил из-за содержания в нем щавелевой кислоты. Дети любят сосать стебли растения,  в небольших количествах его можно использовать в пищу. Сегодня я уже встретила несколько его желтых цветов, скоро зеленый ковер превратится в ярко желтый.

Сезонные фрукты и овощи
По-прежнему на прилавках преобладает оранжевый цвет цитрусовых. Продается свежая клубника.
Особенность этого месяца – разнообразие сухофруктов и орехов, выставленных на продажу к Ту Би-Швату.
В кибуцах и мошавах на юге Израиля уже поспели молоденькие помидорки шерри и перчики разных цветов. Угощайтесь!

Фотографии:
https://www.facebook.com/avital.ezer.5/posts/1281716791917722?pnref=story

Предыдущие месяцы:
Кислев

http://aviezer.livejournal.com/28706.html
https://www.facebook.com/avital.ezer.5/posts/1214813188608083
Тевет
https://www.facebook.com/avital.ezer.5/posts/1236495036439898?pnref=story

http://aviezer.livejournal.com/29160.html


Tags: Грибы, Живой Дом, Растения Израиля, о жизни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments